Исход в нашей жизни

sun

“Бог сказал Моисею:

Я ТОТ, КТО Я ЕСТЬ. Так и скажи сынам Израилевым: “Того, Кто послал меня к вам, зовут “Я ЕСТЬ””.   Исход 3:14. 

Исход, как историческое, богословское и библейское событие описано в книгах Библии. Но это также и архетипическое, психологическое  событие, которое совершает или отказывается совершать в своей жизни каждый человек.

Все мы временами слышим некий зов, который воспринимается как беспокойство, дискомфорт, недовольство жизнью, желание куда-то идти, что-то менять.. И чем сильнее этот зов, тем  сильнее и внутреннее сопротивление, страх и желание избежать выбора. Исход может начаться тогда, когда мы задаем сами себе “сложные” вопросы, задумываемся о предназначении, чувствуем бессмысленность обыденности, тупик, кризис, боль, депрессию…

 

Моисей, получающий скрижали на Горе Синай

Моисей, получающий скрижали на Горе Синай

Иногда Это бывает не один раз в жизни. Некоторые из нас в такие периоды задумываются над смыслами, меняют работу, принимают важные решения, разводятся, обращаются к специалистам или начинают религиозные поиски. А некоторые просто думают, что это магнитная буря.

* * *

Порой любой человек испытывает внутренние конфликты, пытаясь выбрать что-либо одно:

привычный безопасный дом, очаг или стремление к свободе, риску,  движению, переходу,  развитию;

невероятное любовное приключение  или «достаточно хорошие отношения»;

любовь или моральный выбор;

риск или определенность;

конфликт между тем, что мы должны и тем, что мы хотим “на самом деле”;

любовь и ненависть одновременно, быть ли “хорошим” сыном или сделать по-своему и причинить боль;

внезапная болезнь, депрессия, боль и страх вырваться на свободу…

birds1


Юра на гореИсход
 – это переход от детского, пассивного, комфортного и зависимого образа жизни к свободному, ответственному, интересному, масштабному приключению, связанному, однако, с неопределенностью и риском.  Это событие всегда сопровождается сопротивлением внутреннего и внешнего “фараона”. И вряд ли кому-либо из нас удалось избежать подобного выбора. Где мы находимся в данный момент – вернулись в Египет, вообще не отправились в путь, блуждаем где-то в пустыне или уже беседуем с Богом на Горе?

 

 

Чаще всего дискомфорт, болезни и депрессии сегодняшнего человека связаны с рационалистическим отказом или страхом следовать своим истинным желаниям, говоря словами Юнга, голосу Самости, жить полной жизнью, задавать честные вопросы, до конца выяснить отношения или принять ситуацию. Каждый из нас может остаться в своем собственном Египте, поближе к “котлам с пищей”, но куст Неопалимой купины где-то в глубине нашей души будет гореть до тех пор пока мы не обратим на него серьезного внимания и не спросим, кто Ты? кто Я?

 

birds1

Жизнь Души гораздо шире, чем мы можем это осознать рациональными, линейными, детерминистскими способами. Объектом юнгианского подхода являются отношения с бессознательным. Язык бессознательного — символы и образы. Чувствовать свою вовлеченность в танец бОльшей жизни, символической реальности, быть по-настоящему затронутым каким-либо событием, отношениями, позволить интуиции хотя бы иногда играть главную роль в принятии решений, быть открытым для духовных энергий, это и есть — ощущать полноту жизни и участвовать в её творчестве.

birds

Метафора Исхода, библейское отражение этой истории, мне кажется, удачной иллюстрацией внутренних блужданий каждого человека. Вот здесь-то многим из нас бывает полезно с кем-то (с психотерапевтом) обсудить внешние и внутренние события и нужно, чтобы кто-то был рядом. Я имею в виду сейчас психотерапевтические отношения и психологический анализ личной истории. Любая попытка разобраться в происходящем – это переход на следующую ступеньку, маленький выход из рабства..

Любая жизненная ситуация или состояние – это важный и необходимый урок нашей жизни. Главная цель психотерапии – сделать жизнь человека как можно более интересной, осмысленной, и это, в свою очередь, дает ему шанс обрести свободу для осознания и осуществления собственных возможностей.

Египет сегодня  – это, по словам Гершома Шолема “дом рабства, существующий в каждом человеке”.

Синай – метафора Встречи, свободы, Духа, обретения себя..

Поэтому я и посвятила этот сайт архетипическим событиям Исхода..

***

Юнгианская аналитическая психология начинается с трудов Карла Гюстава Юнга. Его идеи вокруг понятия бессознательного положили начало глубинной психологии, т.е. того, что лежит под поверхностью внешних проявлений психического: поведения, конфликтов, отношений, симптомов. Жизнь Души, как оказалось, имеет собственное измерение, она связана с вневременными категориями, которые проступают на поверхность сознания в виде культурных отражений, мифов, сказок, сюжетов, снов, символов. Распутывая истории наших жизней, отношений, влечений, страхов и снов, можно увидеть, что все наши проблемы и сложности – необходимая часть большого Пути…

Юнгианская аналитическая психология это не методы и правила, это не о патологии и лечении, это не о том, как надо, чтобы было лучше или по-моему, или «по-другому». Это о свободе самовыражения и целостности, о творчестве и реализации, о сомнении, о ненависти, злобе, боли, удивлении, смысле или о его отсутствии, мудрости каждой души, в конце концов, о любви.

Даже когда мы попадаем в сложные ситуации (а мы все в них попадаем), в этом много скрытых от прямого взгляда смыслов, выходов и переплетений. Отматывая назад, подбирая символы, расшифровывая сны, можно найти новую точку отсчета.

А еще обязательно необходимо мужество для познания своих самых потаенных глубин. Это-то иногда и пугает. Уединенность, пустота, встреча с собой настоящим, встреча с Тенью, с желаниями, с самыми трепещущими и пограничными тканями своей души — все это требует немалого решимости и честности. Почувствовать себя лучше можно, только по-настоящему став взрослым, как мы все когда-то этого желали.

 

mountains