Рукописи Мертвого моря
Светлана Фоломешкина

Опубликовано в газете 1 Сентября N47 за 2002 г.

Кумранские тексты можно прочитать здесь. И это огромная ценность. Не пропустите.

Величайшим археологическим открытием ХХ века стали находки кожаных свитков на северном берегу Мертвого моря в районе Кумрана и других районах Иудейской пустыни к югу от него. Строго говоря, это не было первой находкой такого рода. Некоторые свидетельства, сохраненные отцами Церкви, показывают, что свитки в районе Мертвого моря находили уже в римский и византийский периоды. Средневековые источники сообщают о древней иудейской секте, жившей в пещерах в этом районе.

кумран

Скалы в районе Кумрана

Восхвалю Тебя, Боже,
И восславлю Тебя, мой оплот,
И хвалу изумленья 
Вознесу Тебе радостным гласом…
(Из Гимна 21 “От скорби к радости”)

 

Cеверное побережье Мертвого моря – один из наиболее безлюдных районов на земном шаре: крутые скалистые известняковые холмы, изъязвленные пещерами, составляют весь его ландшафт. Молодой пастух из бедуинского племени весной 1947 года случайно обнаружил тайник в одной из пещер: в глиняных сосудах хранились кожаные свитки с древними письменами. Впоследствии, в период с 1947 по 1956 год, когда археологи обследовали пещеры в этом районе, в одиннадцати из них были обнаружены тысячи крупных и мелких фрагментов свитков. Эти фрагменты составляли когда-то около девятисот целых свитков семиметровой длины, написанных на древнееврейском, арамейском и греческом языках. Найденные фрагменты рукописей можно разделить на три группы: тексты отдельных книг еврейской Библии (в том числе свиток книг пророков Исаии, Иеремии, книги Царств, Псалмы, книга Бытия), сотни литературных произведений небиблейского характера, а также “документальные тексты”, то есть разного рода списки, контракты, устав, принадлежащие некой религиозной общине. Рукописи составляли когда-то целую библиотеку. Среди книг было множество произведений самых различных жанров – библейские комментарии, псалмы, гимны, календарные тексты, апокалиптические сочинения и другие (так называемые апокрифы).

Вопрос датировки рукописей с самого начала стал предметом жарких споров и был разрешен несколькими способами. Важную роль сыграли археологические раскопки комплекса зданий, расположенных на плато непосредственно под пещерами. Те, кто там жили, являлись частью секты, описанной в нескольких текстах, они и переписали некоторые из свитков. Данные нумизматики свидетельствуют о том, что это поселение процветало примерно с 135 года до Р.Х. по 68 год от Р.Х. Такие же выводы были сделаны на основании радиохимического анализа материала, в который были завернуты свитки. В результате ученые идентифицировали рукописи как библиотеку секты, жившей в районе Кумрана в период после Маккавейского восстания 168-164 годов до Р.Х. и до Великого восстания 66-73 годов от Р.Х. В настоящее время спорной остается лишь более точная датировка отдельных рукописей.

К несчастью, регион в котором были найдены рукописи, позже оказался местом политической нестабильности, и это сильно осложняло исследования. Большая часть текстов была извлечена из пещер бедуинами, и поэтому была повреждена и, главное, перепутана. Ошибок по неопытности и другим обстоятельствам было допущено множество. Но многое все же было достоверно установлено. Возникла целая область науки – кумрановедение.

сосуд

В таких сосудах хранились кожаные свитки

Значимость этих текстов для библейской науки, для нашего понимания истории и мировоззрения общества, впервые услышавшего слово Христово, невозможно переоценить.

С тех пор прошло 55 лет, обследовано уже около 200 пещер, проделана огромная работа по идентификации и дешифровке манускриптов. На сегодняшний день все свитки, сохранившиеся целиком или большими фрагментами, опубликованы. Но можно вполне утверждать, что пройден только предварительный этап. До сих пор идут оживленные дискуссии по многим вопросам, связанным с рукописями.

Кто же были обитатели Кумрана? Их искали среди многих иудейских сект и течений, но в конце концов утвердилось мнение, что кумраниты принадлежали к ессейской ветви ветхозаветной религии. Об этом полумонашеском ордене неоднократно упоминали античные и раннехристианские писатели. Филон Александрийский и Иосиф Флавий писали о строгом образе жизни ессеев, их сплоченности, аскетизме, об аллегорическом методе толкования Библии, принятом в этой общине.

Среди рукописей содержатся так называмый Дамасский документ и Устав, найденные в первой пещере Кумрана. Из них стало известно об образе жизни секты, ее идеалах и вероучении.

В Дамасском документе сказано, что союз “избранников” возник через 390 лет после разорения Иерусалима Навуходоносором, то есть около 190 года до Р.Х. И эта дата косвенно подтверждается другими сообщениями. Далее Документ сообщает, что “избранники”, считавшие себя истинными хранителями религиозного правоверия, однажды оказались на распутье и долго блуждали, “пока Бог не поставил им Учителя праведности, чтобы направить их по пути своего сердца и чтобы он известил последующие поколения о том, что (он) сделал последующим поколениям отступников”. Имя этого вождя ессеев осталось неизвестным.

6

Свиток с текстом Торы, развернутый на 17-ой главе Второзакония

Начало деятельности Учителя праведности совпало с эпохой гонений Антиоха IV Епифана (175-164 годы до Р.Х.). Тогда многие ревнители веры бежали. Настроение у беглецов, несомненно, было апокалиптическим. Сам Учитель, возможно, удалился в Сирию. Главной своей целью он считал возвещение скорого пришествия Избавителя.

Среди рукописей обнаружен так называемый Свиток хвалений, или Кумранских гимнов. Эти гимны воспринимаются сегодня как крик, вырвавшийся на волю после двух тысяч лет молчания. Нет никакого сомнения в том, что они были известны не только Иоанну Крестителю, но и евангелистам и апостолам и оказали влияние на стиль их писаний. Гимны обычно приписывают Учителю праведности. Хотя по форме они представляют собой довольно слабое подражание псалмам, в них видна искренняя вера и молитвенный порыв. Вот некоторые фрагменты этих гимнов:

Восхвалю Тебя, Господи:
Ты от гибели спас мою душу,
Из Шеола, из Аввадона
Ты вознес ее в вечную высь.
И прямым, бесконечным путем
Я пойду, ибо знаю надежду
Сотворенных Тобою из праха:
Вековечная тайна их ждет!
(Из Гимна 6 “Огненная река”)

Быть может, у некоторых приверженцев Учителя праведности возникала даже мысль: не он ли обещанный Богом Помазанник. Но на прямой вопрос: “Ты ли Христос?” – Учитель, подобно Предтече, вероятно, ответил бы: “Нет”. Ни в одном из текстов он не назван Мессией, и никогда он сам не приписывал себе мессианского достоинства. Его миссия сводилась лишь к толкованию слова Божия и приготовлению людей к приходу Спасителя.

           Многих других я наставлю

             В страхе судов Твоих, Боже,

                 Дабы не оставляли

                          Повелений Твоих!

                           (Из Гимна 27 “О предопределении”)

Себя же он сознавал немощным и грешным человеком. Основная мысль многих гимнов – ничтожество смертного перед лицом Господним.

                       Что я значу – творенье из глины?

                         На воде разведенный – что стою?

                               Разве сила дана мне в удел?

                                     (Из Гимна 6 “Огненная река”)

За этими строками угадывается человек неподдельного благочестия и смирения.

Во время Маккавейских войн и после них ессеи и Учитель, по-видимому, подвергались преследованиям со стороны другого иудейского движения – хасидов. После окончания военных действий и гибели хасмонейских царей Учитель вместе со своими людьми удалился в Кумран, к безлюдным берегам Мертвого моря. Там ессеи решили ждать явления Мессии и всеобщего суда. Первые следы их поселения в Кумране археологи датируют 140-130 годами до Р.Х. Переселяясь в Кумран, они взяли с собой рукописи, переписанные в различных районах древнего Израиля, то есть еще до поселения на берегу Мертвого моря. Вместе с тем в Кумране они создавали и свои документы и переписывали их.

Весь дух кумранского поселения (общины) был проникнут чисто законническим пониманием праведности. Праведник – это тот, кто буквально и неукоснительно выполняет все ветхозаветные ритуалы и правила. Кумраниты готовились к приближению Царства Божия и поэтому культивировали чистоту – нравственную, телесную, ритуальную. Устав общины требовал порвать со всеми “сынами тьмы”, то есть с людьми, не принадлежащими к ессеям, с ними запрещалось поддерживать какие бы то ни было отношения, даже деловые. Поэтому общинники – “сыны света”, как они себя называли, – полностью отделились от внешнего мира – “сынов тьмы”. В общине они трудились сообща, соблюдая полное имущественное равенство.

Люди отдавали общине свои знания, свой труд, свое имущество. В уставе разработана целая система взысканий: от недельного покаяния до полного изгнания из общины. Брак отвергался ввиду близости последних времен. Человек из мира мог вступить в общину, но его долгое время подвергали испытаниям. Лица, имевшие физические недостатки, не могли быть полноправными членами секты. О евангельском милосердии и сострадании здесь не могло быть и речи.

В их среде обитали пророки, имевшие общение с Богом Живым. Они пророчествовали о праведном пути человека, о том, что случится в будущем, о явлении Мессии и Его страданиях, о последующих событиях, вплоть до последних сражений между светом и тьмою.

Все свое время общинники проводили в молитве, работе, совместном чтении и комментировании Священного Писания. Субботу они хранили так же строго, как фарисеи. В субботу нельзя было не только работать, но и говорить о работе. Если “сыны света” и слышали проповедь Христа, то, несомненно, она должна была вызвать у них еще больший протест, чем у фарисеев.

Примечательно, что между порядками ранней Церкви и общины ессеев кумрановеды с самого начала обнаруживали много общего. В Кумране молились, обращаясь не к Иерусалиму, а на восток, как это делали христиане. Время молитвословий было разделено ессеями на три часа, как установилось и в церковной практике. Трапезы напоминали первохристианские агапы. Ессеи подчинялись коллегии, состоявшей из 12 священников, подобно тому как во главе Церкви апостольских времен стояли 12 апостолов. Символ веры ессейских пустынников имеет точки соприкосновения с раннехристианской литературой. Казалось бы, кумранские открытия подтвердили старую гипотезу, по которой христиане многим обязаны ессейству. Первые исследователи рукописей даже выдвинули предположение, согласно которому само христианство якобы родилось в ессейской среде. Однако дальнейшие открытия и более тщательный анализ документов показали, что ессеи были не просто далеки от христианства, но, как мы уже указывали, во многом диаметрально противоположны ему.

Учитель праведности умер, вероятно, между 120 и 110 годами до Р.Х. После этого секта распалась на несколько течений. Безбрачие и общность имущества сохранились только в главных поселениях. В других местах, где обосновались ессеи, они стали владеть собственностью, рабами и обзавелись семьями. Эти перемены отражены в найденном документе, получившем название “Устав двух колонок”. В 31 году до Р.Х. землетрясение разрушило кумранскую крепость. Насельники ее вынуждены были покинуть пустыню. Они разошлись по городам и селениям, хотя и там продолжали вести замкнутый образ жизни.

В начале I века по Р.Х. Кумран был заселен вновь, ессеи жили в нем вплоть до войны с Римом (66-70 годы), в которой они приняли активное участие. Когда легионы Веспасиана пришли в Иудею, монастырь был уже пуст. Уходя, ессеи спрятали свою библиотеку в пещерах, где она и сохранилась до наших дней. Дальнейшие следы секты теряются. Часть ее членов, по-видимому, погибла во время войны, а другая часть поселилась на окраинах городов и селений, а впоследствии влилась в христианскую Церковь.

карта

Места находок свитков в Иудейской пустыне

Почти все исследователи согласны в том, что предтеча Иисуса Христа, Иоанн Креститель, живший до начала своей проповеди в пустыне, был связан с ессеями и, скорее всего, обитал в Кумране. Гипотеза эта принимается почти всеми кумрановедами. Но если согласиться с ней, то, несомненно, Иоанн Предтеча, после того как услышал “глагол Божий”, покинул своих наставников. Из бесплодной пустыни он ушел к зеленым берегам Иордана. Так же как и кумраниты, он был глубоко проникнут эсхатологическими предчувствиями и преповедовал близость Судного дня. Но, в отличие от ессеев, пророк обращался с проповедью ко всем людям. Ессейская замкнутость и гордыня были отвергнуты Предтечей – величайшим из рожденных женами.

Не исключено, что контакты с ессеями имел и апостол Иоанн (хотя, по мнению большинства ученых, ессеем в прямом смысле никогда не был). Сохранилось предание о его безбрачии, что редко встречалось среди иудеев. Иоанновы писания по стилю близки к кумранским. Это проявляется в частом противопоставлении света и тьмы, духа Божия и Духа заблуждения, а также в ряде характерных оборотов речи и т.д.

Вообще лексика и метафорика текстов Кумрана непосредственно предвосхищают новозаветную: здесь впервые встречаются такие словосочетания, как “нищие духом”, “сыны света”, “спасение верой”, “рождение свыше”; часто упоминается и само понятие “Новый завет” как самоназвание общины. Более того, как особо значимое в рукописях, выделяется учение о Святом Духе. В еврейском писании и в литературе иудаизма встречаются упоминания о Духе и о Святом Духе Господа, но до 30 года, времени казни Иисуса Христа, сочетание “Святой Дух” как таковое встречается только в рукописях Мертвого моря и в проповедях Иисуса Христа.

В популярной литературе 1950-1990-х годов часто встречались утверждения, что Иисус и есть кумранский Учитель праведности. Но можно смело утверждать, что эти версии имели целью создать сенсацию. Ученые полностью отвергают подобные утверждения. Сегодня большинству историков ясно, что Иисус из Назарета знал о ессеях и, возможно, часто беседовал с ними. Об этом напоминают некоторые образы и словосочетания, которые содержатся в речи Иисуса Христа. Например, понятия завета (договора) с Богом, Судного дня, исполнения полноты времен, словосочетание “сыны света” и т. д. Некоторые высказывания Иисуса приобретают для нас дополнительную глубину, когда узнаешь, что Он полемизирует с учением ессеев. Очевидно, Христос выступал против рабского соблюдения субботы ессеями в ущерб основным моральным предписаниям Торы. Когда Он спрашивал, оставит ли кто-нибудь в субботу упавшее в яму животное умирать, то, вероятнее всего, опровергал ессейское предписание, зафиксированное в Дамасском документе: если животное “упадет в яму или ров в субботу, оставь его там”.

Когда Иисус призывал Своих последователей внимательно прислушиваться к Богу, знающему количество волос на голове у каждого, Он, скорее всего, отрицал заповедь Дамасского документа, который советует при заболевании брить голову, чтобы священник мог посчитать количество волос и таким образом определить причину недомогания.

Но евангельская проповедь Христа – это слово Бога, обращенное к нам. А учение ессеев – это лишь смутные пророчества и догадки об истине.

Насколько мы знаем, среди учеников Иисуса не было ессеев, которые к тому времени оставили пустыню после землетрясения и поселились на окраинах городов, где, согласно каноническим Евангелиям, проповедовал Иисус. Поэтому они вполне могли лично слышать Его проповеди и беседовать с Ним. После крестной смерти и вознесения Господа некоторые ессеи, видимо, присоединились к палестинским последователям Христа, и, возможно, их было немало. Обратившиеся к Господу “сыны света” должны были внутренне переродиться, отринуть мнимый “новый завет” и обрести подлинный, который был установлен Иисусом Христом.

пещера

Одна из пещер, где были найдены свитки

Рукописи Мертвого моря – это революция в мире библеистики. Но почему? В детективной истории самой находки? В разыгравшемся воображении современного общества? В желании найти некие тайные знания? Нет, в основном огромный интерес находке придает сознание того, что в Кумране найдена древнейшая библиотека, что она принадлежала не просто евреям, жившим в эпоху Второго храма, а левитам, священникам, сынам Аарона, жившим в эпоху известного учителя Гиллеля и Господа нашего Иисуса Христа. Библиотека была найдена не просто в пустыне, а в Святой земле.

Открытие рукописей Мертвого моря привело к революционным открытиям в так называемом “межзаветном иудаизме”. Иудаизм эпохи Второго храма ранее считался монолитным, законническим. Сегодня, благодаря открытиям, сделанным при чтении рукописей Мертвого моря и других ветхозаветных апокрифов, таких как книга Юбилеев, Псалмы Соломона и другие, стало известно, что иудаизм до 70 года не был монолитом, а впитывал в себя достижения соседних культур: греческой, парфянской, египетской, римской.

Среди кумранских текстов было найдено много библейских, благодаря чему у нас есть прекрасное свидетельство о способах передачи и копировании библейских текстов в период между 300 г. до Р.Х. и 70 г. от Р.Х. Небиблейские рукописи дают нам хорошее представление о еврейской литературе того периода, ведь в пещерах нашли сотни литературных произведений и их копий.

Наиболее важные сведения, которые предоставили рукописи, относятся к нашему более глубокому пониманию истоков христианства.

Открытия в пустыне у берегов Мертвого моря не только приоткрыли завесу над идеями и чаяниями людей евангельской эпохи, но показали главное – насколько велика была сила и новизна Благой Вести, возвещенной миру Богочеловеком.

Кумранские тексты

В статье использованы материалы журнала “Мир Библии”, № 1(1), 1993 г.

Перевод стихов Д. Щедровицкогоmountains