“Вера же есть осуществление ожидаемого
и уверенность в невидимом.”
Евр 11:1
Вкусив от запретного плода в райском саду, человек удалился от Бога, отверг Его любовь, противопоставил воле Божьей свои человеческие желания. С тех пор возникла непроходимая пропасть между Богом и человеком.
Первые одиннадцать глав Книги Бытия не являются историческими: события описанные в них относятся ко всему человечеству. И говорится в них о том, как человек неоднократно пытался перекинуть мостик через образовавшуюся пропасть. Людям, в силу их греховности казалось, что Бог где-то здесь рядом и можно заиметь Его расположение формальными жертвоприношениями, с помощью «союза с духами» или попросту – построив башню до небес. Но Царство Божие не купить ритуальными жертвами, нет такой башни, которая ведет туда, не войти в него с помощью колдовства и магии. «… Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаст» (Евр 11, 6).
Царство Божие подобно семени, маленькому, незаметному, которое легко сдунуть или растоптать. Но если его поливать, выдергивать сорняки, то «всходит и становится больше всех злаков и пускает большие ветви, так- что под тенью Его могут укрываться птицы небесные» (Мк. 4, 32). Первым человеком ,как говорит Писание, сохранившим в себе это зерно и передавшим плоды его своим детям был Авраам. С истории Авраама и его рода начинается духовная история всего человечества.
Начиная с 12 главы Ветхого Завета мы уже можем разглядеть реальные, исторические фигуры, говорить о конкретных событиях, верованиях, традициях. Авраам, Исаак и Иаков – патриархи – предстают перед нами не как полу боги или исполины, а обычными реальными людьми, жившими по законам своей эпохи, обладающими известными всем нам человеческими чертами характера.
Последние данные археологических исследований показывают, что Авраам, Исаак и Иаков – лица исторические. Сравнение библейского повествования с древними источниками доказывают, что рассказы о патриархах не отголоски мифов о древних богах, а имеют историческую основу.
С Авраама и других патриархов еврейского народа начинается история Ветхого Завета, история религии, приведшей к порогу Евангелия. По преданию предки Авраама принадлежали к аравийским кочевникам, которые с незапамятных времен блуждали по просторам пустынь. Оторванные от цивилизации, эти люди не видели ничего кроме звездного неба. палящего солнца и каменистых холмов. Бескрайние равнины, дикие безводные местности, где в тишине звучал лишь один Голос.- вот мир, в котором жили кочевники. Авраам и его племя покинули Арам – главный город арамеев и вошли в категорию хабири – бродячих семей, которые скитались по восточным странам, добывая пропитание скотоводством и разбоем. О хабири упоминают документы Египта, Палестины, Месопотамии. В одном из древних текстов Авраам назван «хабири». Возможно, наименование «евреи» (ибри), которое стали прилагать к Авраамову племени, связано с наименованием «хабири».
Боги язычников носили собственные имена, которые чаще всего были связаны с областью мироздания, подвластной этому божеству. Семиты – древнейшие предки Авраама – обращались к своему Богу, называя его – Эль, что означало Бог Высочайший, Бог вообще. Возможно, обращение Авраама связано с внутренней верностью религии предков – кочевников и со своеобразным возрождением этой древней веры.
В последствие евреи разделились на несколько народностей, среди которых были моавитяне, амонитяне, измаильтяне, идумеи. Но Народом Завета суждено было стать группе еврейских колен, объединенных в 18 в. до. н.э. под именем Бене – Израиль или сыны израилевы, израильтяне.
Народ Завета – не какая-то особая национальность. Еще в предисторические времена, задолго до того как появился первый еврей, человечество утверждалось на Земле, спорило с Богом без избранного народа, но в том человечестве уже были великие избранники, которые слышали глас Божий и следовали ему. Народ Божий – во все времена – это люди, образ жизни которых, мировозрение, религиозные взгляды позволяли услышать Голос Бога, Его Слова, поверить ему и пронести эту веру через все испытания. Возможно, ко многим обращался Бог, но услышать Его лишь сумел один человек- еврей Авраам.
История христианской религии раскрывалась из малого зерна, и путь ее был сложным, извилистым и полным соблазнов. И не многим представителям еврейского народа удалось этих соблазнов избежать. Но все-таки собственными усилиями и с Божьей помощью именно этим людям удалось выполнить религиозную миссию- быть представителями всего человечества в его встрече с Богом.
Еврейский народ, будучи народом – странником, сплавлял в своей культуре духовные ценности дохристианского человечества. Лучшее, что было в Вавилоне, Египте, Иране, Греции; нашло свое завершение в Ветхозаветной религии. Проникаясь культурой других народов, израильтяне, тем не менее не теряли своего собственного духовного облика и веры в свое призвание. В отличие от языческих народов, среди которых им суждено было жить, в Израиле пламенная вера в спасение и избавление была связана не с переходом в иной мир, не со смертью, не с мистической отреченностью, а с признанием реальности и ценности мира, творения жизни. Живой человек, предстоящий перед Богом Живым- такова религия Ветхого Завета.
Я навеки с тобой;
Мой завет сохрани:
Чистым сердцем и крепкой душою
Будь Мне верен в ненастье и в ясные дни;
Ты ходи предо Мной
И назад не гляди,
А что ждет впереди ,-
То откроется верой одной.»
Вл. Соловьев.
Повествование об Аврааме начинается с божественного призыва покинуть родную землю, в которой вырос, дом и близких: «И сказал Господь Аврааму, иди из земли твоей, от родства твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение. Я благословлю тебя а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.»(Быт.12.1-3).
Получая этот наказ и это обещание, Авраам не колеблется. Он отправляется в путь, покидает свою страну и оказывается лицом к лицу с неизвестным будущим, зависящем от Божьей милости. Он доверяет жизнь Божьему слову- с безграничным послушанием и доверием к Богу.
Непоколебимая вера Авраама – дар Божий и принятие этого дара. Вера свободная и освобождающая, которая полагает на человека обязательство сотрудничать с Богом и участвовать в Божьем деле. Это безоговорочное «да». Эта вера того же рода, что и вера Божьей Матери и каждого христианина: она принимает Бога, когда Бог приходит к нам. В призыве Бога и ответе Авраама видится непринужденность, полная взаимной любви.
Призыв покинуть землю отцов связан с необходимостью уйти подальше от влияния языческих традиций Месопотамии. Вавилон был в те же времена оплотом идолопоклонничества и языческого многобожия. Понятия о законности, о семье, об обществе, представления о строении Вселенной и событиях древней истории несли печать вавилонского, языческого влияния. Много усилий должен был приложить человек, чтоб сохранить в таких условиях внутреннею целостность, основанную на вере Единому Богу. Слова сказанные Ангелом в последствие Лоту, могут послужить символом внутреннего состояния евреев: «… спасай душу свою; не оглядывайся назад; и нигде не останавливайся в окрестности своей…»
Сегодня исход Авраама напоминает нам о том, что путь к Богу, христианство – это подвиг. Чтобы быть соратниками Бога на этой земле, слышать Его глас и неизменно следовать ему, мы должны оставить наш привычный круг, образ мыслей, все, что кажется таким правильным и знакомым и, вслед за Авраамом, смело отправляться в неизвестное. Путь к Богу, к Земле обетованной – длинный и долгий путь, на котором каждого человека ждут испытания, преграды и искушения. И чтобы идти по нему требуется не только мужество и сила воли, но и безгрешное доверие Тому, Кто тебя ведет.
Позже, когда Авраам услышал слово Божье в третий раз, он ответил: «Владыка Господи, что ты дашь мне? Я остаюсь бездетным.» Тогда Господь сказал ему: «Посмотри на небо, сосчитай звезды, если ты можешь их сосчитать… столько будет у тебя потомков.»( Быт.15.5). А до этого Бог обещал Аврааму землю в наследство: « Всю землю, которую ты видишь, Я дам тебе.» Это двойное обещание:
– наследство: владение землей ханаанской;
– наследник: многочисленное и благословенное потомство;
Вторая великая заповедь, данная Аврааму- «непорочность перед Богом.» «Ходи предо Мною и будь непорочен.» ( Быт. 17.1). Для того, чтобы быть с Богом и надеяться на Его покровительство нужно было быть открытым и соблюдать внутренние заповеди сердца. Для тех людей за внутренним голосом еще не стояло ничего, и потому поверить ему – высшая нравственность. И хотя Авраам и его племя далеко от высокой этики пророков, интуитивно чувствовали, что Богу не безразлично их моральное состояние. Это и есть Завет с Богом как принятие и сохранение человеком особого духовного состояния, необходимого для общения с Богом.
Таким образом, религия Авраама приняла форму Союза, Завета с Богом, Согласно Библии, Бог обещал, что придет время, когда потомки Авраама уже не будут избранниками в чужом краю, они превратятся в народ и получат землю Ханаанскую во владение. Но обетование не имело узко пламенного характера, подобно многим языческим прорицаниям. Величие и слава избранных Богом людей связывались с благом всех племен и народов. В этом виден намек и на грядущее великое сообщество всех народов – Вселенную Церковь и на Того, Кто будет стоять в центре этого сообщества – Спасителя всего человечества.
«Се, Я клялся Собой,
Обещал Я, любя,
Что воздвигну всемирный Мой дом из тебя,
Что прославят тебя все земные края,
Что из рода потомков твоих
Выйдет мир и спасенье народов земных.»
Вл. Соловьев.
Авраам и его жена Сара были очень стары, но «Авраам поверил слову Господню, и Господь счел его праведным» (Быт. 15.6). Праведность- не обязательно добродетель. Тем, кто верит Богу, Бог вменяет эту веру в праведность. И «не законам даровано Аврааму или семени его обетование- быть наследником мира, но праведностью веры.»( Рим.4, 13) Четвертый раз говорил Бог с Авраамом, обещая ему не только всю землю Ханаанскую, но и сына от его жены Сары. Чудом т.к законы природы подвластны Ему, по воле божьей появляется у Авраама сын, Исаак. Рассказ о жертвоприношении Авраама символизирует непоколебимую веру, доверие к Богу, на которой утвердилась ветхо Заветная религия. Не ради того, чтоб иметь землю и потомков ходил Авраам непорочным перед Богом и следовал Его повелениям; не ради того чтоб стать отцом множества народов. Хранение преданности Своему Богу- было внутренней потребностью Авраама. Остаться верным Богу – для Авраама важнее, чем получить обещанное.
Если для Авраама главным в его отношениях с Богом было послушание, то его сыну Исааку открывается другая сторона служения Богу – смирение. Исаак познает, что исполнение воли Божьей может быть связано со смертью. Ему пришлось понять и то, что все – и жизнь, и смерть – во власти Бога. И чтоб до конца исполнить Его волю, может быть, придется и умереть. Исаак нашел вторую сторону служения Богу – крест. Он является поэтому, прообразом Христа и Его жертвы миру.
Библейскую историю о патриархах характеризует беспристрастность и живость описания. Герои Книги бытия предстают перед нами как обычные и люди, со свойственными им недостатками, события их жизни рассказывают о жизни любого человека того времени. Иаков. Предание считало Иакова потомком Авраама, наследником его обетований. Он принимает Авраамову веру, при вступлении в Ханаан Иаков приказывает людям своего рода закрыть идолов, которых они водили с собой. Мы видели, что Иаков уже заражен, однако, пороками цивилизации. Ему присущи хитрость, изворотливость. Но он потомок Авраама, и он верит обетованиям, которые Бог дал Аврааму. «И говорил Господь Иакову.» в ведении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я». (Быт. 46,2) С той же готовностью и непринужденностью, что и Авраам, отзывается Иаков своему Богу. Энергичность и настойчивость Иаков направляет на то, чтоб оказаться избранником Бога, на которого распространялся бы Завет. Жизненные испытания в конце концов смягчают его, делают чище и мудрее. Иаков и его род становятся наследниками благословения, данного Богом Аврааму: “И сказал ему Бог: будь плодовит и многочислен: народ произойдет от тебя, целый сонм народов! От тебя произойдут цари!” (Быт.35,11)
Иакову Бог уже открывает, что спасение придет с неба, снизойдет по лестнице. Но лестница, которую видел во сне Иаков – это и наш путь наверх к Богу. История Иакова – долгое и болезненное восхождение ко Христу, полное колебаний, возмущений, верности и срывов людей, но также и любви Божьей к ним. История, в которой человеческая свобода постоянно подвергается испытанию Божьей волей.
Израиль – второе имя Иакова- воспоминание о загадочной схватке с Ангелом, таинственным существом, с которым Иаков вступил в борьбу. Ночная борьба Иакова и вся его жизнь открывает нам еще одну сторону служения Богу – усилие. «Царство Божье усилием берется» (Мф 11:12). Божественные Дары, даже обетованные, не приходят к праздным и пассивным, а даются только при напряжении всех наших сил. После таинственной борьбы с Ангелом. Иаков- Израиль остается хромым. Наша жажда Бога должна быть достаточно сильной, произошла встреча с Ним, но при этом мы должны осознавать себя грешниками с падшей природой, исцелить которую может лишь спаситель.
Религиозный уклад народов того времени характеризуется культом Бога отцов. Поэтому, чтобы потомки свято хранили веру в Единого Бога- Творца, в силу традиции и психологии древних, необходимо было, чтобы этот Бог был Богом предков, Богом Отцов, Богом Авраама, Исаака и Иакова, которых мы, поэтому и называли патриархами. Тогда сыновья и сыновья сыновей вместе с кровью будут наследовать верность Единому Богу.
Избрав Авраама, Исаака и Иакова, Бог избрал народ свой: народ Израиля, с которым Он заключил Союз, чтобы через него обратиться ко всему человечеству и призвать его ко спасению. Из этого народа и родится Христос. Вот почему христиане – сыны Авраама, Исаака и Иакова.
Апостол Павел говорит: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово, и по обетованию наследники» (Гал. 3, 29).
По-разному складывались отношения с Богом Авраама, Исаака и Иакова, по-разному протекла их жизнь. «Но они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». (Евр. 11, 16).
Вера патриархов – Авраама, Исаака, и Иакова – в грядущее, уверенность в невидимом поддерживали в пути ко Христу все последующие поколения. Все, кто считали себя их потомками, верили, что благословение Бога, Бога их отцов, пребывает и на них, и что незримый Дух оберегает и ведет их в завещанную Землю.