Бедуины Синая
sun

семья из вади АрбаинМногочисленные арабские страны издревле заселены племенами бедуинов — «теми, кто живёт на песке». Слово “бедуин” происходит от арабского “бадави” – степь, пески. В настоящее время термином “бедуин” называют всех обитателей арабского мира, которые, в отличие от земледельцев, ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Живут они на территории Аравийского полуострова, Синая, Израиля, Иордании и Северной Африки.  Борьба за пастбища и проникновение бедуинов на север вынудили турок в 1899 г. выстроить свой административный центр – Беер-Шеву.

Бедуины говорят на арабском языке, но даже на Синайском полуострове существует около 73 различных племен, и всех их можно отличить по произношению арабских слов, акценту и словарному составу. Бедуины, как все мусульмане, ведут свою родословную от сына Авраама и Агари – Исмаила. Живут они в шатрах или простых каменных строениях, сложенных из природного материала. Занимаются разведением верблюдов, коз, овец и лошадей, туристическим бизнесом сегодня. Трудятся в садах, собирают травы, пекут хлеб – фатыр.

Несколько семей составляют клан, несколько кланов – племя. Во главе племени стоит шейх. Уклад жизни определяется обычаями и правилами, установленными с незапамятных времен. Браки заключают только между кланами или внутри одного клана. Это всегда договор двух семей, выбор делают родители. Чувства не играют столь важной роли, хотя учитываются.

***

Удивительно, но на Синае прогресс до сих пор не вытеснил эти кочевые местные племена и не изменил существенно их образ жизни. Легенды гласят, что Бог послал их хранить и заботиться об этой земле. На Юге Синая проживают 14 бедуинских племен. Многие из них и в наши дни, точно так же, как во времена Моисея, кочуют со своими стадами по пустынным просторам полуострова. Это, например племя эль-тееха (что в переводе с арабского означает “потерянные”. Считается, что это остатки тех семей, которые вышли из Египта с Моисеем и остались в пустыне.) Но есть и цивилизованные общины, которые живут в городах – Дахабе, Нувейбе, Эль-Торе – и ведут цивилизованный образ жизни. Это племена  мзейна, эль-тарабин, суальха, эль-гераша, эль-хустат, аулед-саид и другие. Исключение составляет племя джебелейях. Они не вполне арабы, их предков когда-то завез на землю близ горы Синай-Хорив Юстиниан, помогать монахам монастыря и охранять их от набегов кочевников. Завез из района Черного моря (территория Румынии) и Александрии.

Для синайских бедуинов пустыня — естественная, родная и привычная среда. Весь их нехитрый быт построен на выживании в суровых условиях безводной земли с Встреча в вади Заватинбольшим контрастом дневных и ночных температур, поэтому издревле сложилась традиция иметь столько вещей, сколько можно легко перенести с собой, перемещаясь на новое место. Кажущийся простой образ жизни на первый взгляд, при более тесном знакомстве оборачивается осознанием богатства их внутреннего мира, культуры общения в кругу своих уровней, понимания законов пустыни, по которым она живёт.

Формально бедуины — мусульмане, но до сих пор следуют многим языческим обычаям и верованиям, традиционным для их племён, а все споры, конфликты и проблемы решают согласно своему собственному бедуинскому закону — Урфу. Некоторые бедуины поддались на уговоры и обещания правительства Египта о бесплатном медобслуживании, жилье и школах, и осели, уподобившись прочим народностям Египта, утратив свою самобытность и оборвав вековые корни.

Чай

Но есть те, кто остались верны кочевым традициям. Они пьют крепкий чай с большим количеством сахара, курят каждые пять минут, иногда что-нибудь с травкой, спят на ковриках, не зарабатывают много денег, собирают травы и корм для верблюдов, ведут долгие беседы в кругу друзей и пекут хлеб на углях.

Они не едят свинину, не употребляют алкоголь (по крайней мере, открыто). Вообще едят всегда почти одно и тоже: фуль, хлеб и гибну (сыр) на завтрак. И все это едят руками, захватывая тонким ломтиком фатыра (хлеба). Ланч – простой суп с лаймовым соком, рис салат и курица. И иногда ужин – макароны с тунцом, и их все равно захватывают с тарелки хлебом. И чай, чай, чай..

Женщины плетут украшения из бисера, ткут ковры из цветной шерсти и одеяла. Но, главное то, что бедуины прекрасные проводники. Без них невозможно было бы увидеть те природные красоты, которые находятся вдалеке от шоссейных дорог. Они хорошо знают пустынные травы и определяют свой путь по неведомым знакам.

Их одежда и некоторые обычаи традиционно мусульманские: женщины закрывают нижнюю часть лица милфой, но, в то же время, спокойно садятся рядом с мужчинами у костра, вступают в беседу и ужинают вместе с ними. Хотя первоначальное назначение одежды состояло в защите от солнца, пыли и песка, эти чисто практические аспекты стали традицией ислама, и сейчас полностью закрытая фигура мужчины или женщины является своеобразным символом образа жизни, освящаемого религией.

Очень важная часть традиции бедуинов — чаепитие.

фатыр

Так пекут фатыр

Поэтому по всему Синаю предлагается знаменитый бедуинский чай. Частенько он приправлен ароматными пустынными травами, мармарейей или хабаком, всегда с очень большим количеством сахара. В жару он пьётся очень легко. В пустыне, где так мало каких-либо условий, старая жестяная банка, называемая «дэлла», используется вместо чайника. Только такой тонкий металл может обеспечить быстрое закипание воды при очень небольшом количестве используемого материала для приготовления огня. Всего лишь маленькой омертвелой веточки может быть уже достаточно. Такие баночки можно обнаружить среди пустыни, заботливо оставленные для следующего проходящего путника. Как правило, рядом всегда будет найден и обгоревший металлический лист «шаз», используемый для выпечки на нём хлеба.

В современном мире бедуинам сложно выживать, занимаясь только скотоводством. Поэтому, приспосабливаясь к быстро меняющемуся миру, современные племена предлагают бурно развивающемуся туристическому бизнесу Египта то, что есть только у них: яркий неповторимый колорит бедуинских поселений, знаменитый бедуинский чай, свои услуги в качестве гидов и проводников, придорожные шатры-кафе в бедуинском стиле, нехитрые сувениры ручной работы.

Иосиф

Странно наблюдать такой образ жизни в начале XXI века. Но, сидя ночью у костра в бедуинском кочевом поселении, когда над головой бездонное звёздное небо, а рядом люди, для которых слово «свобода» не пустой звук, начинаешь понимать, что не зря верил и надеялся на то, что хоть где-то на земле ещё есть места и души, не поглощённые ненасытными монстрами технического прогресса. Есть шатёр над головой, есть простая пища, есть стаканчик чая, есть вольный пустынный ветер, не дающий забыть о том, что человек приходит в этот мир свободным…